Питирим Александрович Сорокин – один из величайших социологов в мире и, пожалуй, самый великий русский социолог. Человек с непростой судьбой – выходец из беднейших слоев, сумевший выучиться и стать уважаемым не только, и, увы, не столько в России, сколько в Европе и в Америке, куда ему пришлось поочередно эмигрировать после большевистской революции. Свою жизнь он закончил в дали от родины, в США, до конца жизни занимаясь преподаванием,  а также написанием научных работ – и не только по социологии, но и по истории, политологии и смежным дисциплинам. Именно Сорокин обосновал концепцию так называемой “социальной мобильности” и “социальных лифтов” – сейчас эта концепция в западной, да и в мировой социологии является одной из основополагающих.  Многие из его трудов, посвященных, в том числе, и России, были изданы только в годы перестройки, а иные уже и вовсе лишь после распада Союза – почти через 70 лет после их написания. Несмотря на это, они не только не утратили актуальности, но стали, пожалуй, даже более современными, чем были раньше. Это касается и труда Питирима Александровчиа – “Социология революции”.

В этой работе 1923 года Сорокин проводит уникальный анализ – он рассматривает на основе десятков источников множество переворотов и революций происходивших в истории человечества, начиная от Древнего Египта и заканчивая современной ему Русской революции 1917 года–  вернее, обеих революций – Февральской  и Октябрьской. Сорокин находит между всеми революциями и переворотами множество соответствий, как то – колоссальное разорение населения, упадок нравственности, разгул насилия, всеобщее двуличие и главное – безостановочный поток репрессий против тех, ради кого, якобы, революция и замышлялась, лживость и лицемерие кругов, узурпировавших власть – да и сам характер власти, держащихся не на законе, или традиции, а на страхе перед террором “особых органов” революции. Все эти выводы Сорокин строит не на пустых догадках, а подтверждает статистическими данными, аналитическими выкладками и цитатами из источников.
Разумеется, внимание автора не останавливается на одном лишь постулировании схожести всех революций – Сорокин анализирует их причины, ход и последствия, в чем все революции тоже совпадают. Главной причиной всех революций автор считает голод и связанное с этим нарушением инстинкта самосохранения, поскольку, в результате голода само существования как отдельных индивидов, так и их групп поставлено под вопрос, что означает – терять больше нечего. В стране начинается активное брожение, которое подхватывают определенные круги предприимчивых людей, для которых цель оправдывает любые средства.  Объясняет Сорокин и так называемое “предательство революции” – неисполнение её изначальных требований. Каждая революция имеет две стадии – стадию “расшатывания” и “реакции”. В стадии “расшатывания” политические силы идут на любые заверения, даже объективно невыполнимые, ведут массовую демагогию – все для того, чтобы заполучить политическую власть. После этого наступает период “реакции” – так как власть отдавать никто после её получения не собирается, то те же самые люди, которые вчера обещали “свободу, равенство и братство” сегодня начинают вешать и расстреливать любых не согласных с постановлениями самопровозглашенных “мессий” и устанавливать такую систему террора, которая и не снилась старой власти.
Об итогах любых революций Сорокин говорит неутешительно – полное разорение государства, качественное и количественное измельчание народа, потери территориальные и ресурсные, моральная распущенность, разгул преступности и болезней – тем интереснее, что сам Сорокин одно время был членом партии эсеров (социалистов-революционеров). Подобно доктору, изящно он вскрывает он природу революции, и отмечает, что главным виновником революции является не взбунтовавшийся народ, и не кучка революционеров. Главным виновником революций является власть, доведшая ситуацию до точки невозврата и поставившая себе этим приговор. Неправильно работающий социальный агрегат, не дающий возможности продвинуться талантливым и способным людям наверх, и, в то же время, плодящий дегенератов и трутней в высших слоях, в элите общества – вот прямая предпосылка к будущему перевороту, писал Сорокин. Не так ли, как это похоже на современное засилье кланов и этнофеодального истеблишмента, сажающего на руководящие должности своих зажравшихся родственничков и вынуждающих талантливых и способных людей покидать страну?! Вообще, читая главу о предпосылках революции, невольно постоянно проводишь параллели с нашим временем…
Кому можно рекомендовать “Социологию революции”? Скажу смело: всем. Всем, кто интересуется историей, социологией, политикой, кому не безразлично будущее своей страны и своего народа. Книга написана интересеным, живым языком, что, увы, стало большой редкостью для научных трудов в наше время. И разумеется, читать необходимо всем тем, кто считает – что революция – “очищающий гром” и тому подобное, – пожалуй, лучшего интеллектуального лекарства против революции, лучшего доказательства истинности высказывания Бисмарка о том, что революцию задумывают мечтатели, а пользуются ей – мерзавцы, просто не существует. И, конечно, хотелось бы, чтобы с книгой в обязательном порядке ознакомились наши власть предержащие – хотя Сорокин и отрицает революцию, как путь прогресса общества, однако, по её пришествии, не стоит обвинять народ в том, что он “плохой попался”. Плоха та власть, которая доводит свой народ до этой грозной, всеразрушающей и всеиспепеляющей силы – революции.
Сслыка для бесплатного скачивания: http://www.koob.ru/sorokin_p/sotciologiya_revolyutcii