Думаю, что мало для кого из посетителей нашего сайта имя Никколо Макиавелли, известного практика и теоретика политики, является неизвестным. Можно сказать, что такое понятие, как “макевиаллизм” имеет определенное хождение в разговорных кругах, как обозначение бесчестной, коварной политики. В частности, сегодня, в среде либеральных политологов является хорошим тоном ругать труды основателя политологии – кстати, именно он первый употребил применительно к слову “государство” (el Stato) современное ему значение – в отличии от употреблявшегося до этого значения “государства” как личного владения какого‐нибудь суверена. Мало, того, фактически, после работ Аристотеля и Платона, “Государь” Макиавелли – одна из первых работ в христианской Европе, посвященная вопросам реальной политики. Как получить власть? Как её удержать? Что нужно сделать ‚чтобы народ не восставал, а дворяне не тянули на себя одеяло политической власти? Как не только сохранить государство, но и преумножить его, оставить его после себя для потомков в лучшем возможном виде? На эти, и на многие другие вопросы в своей работе “Государь” отвечает призанный классик политической мысли – Николло Макиавелли.

Кто же такой был Никколо Макиавелли? Он был известным флорентийским политиком эпохи итальянского ренессанса, крупным государственным деятелем, отвечавшим за внешнеполитические связи этого торгового города‐государства, однако позже попал в опалу и умер в своеобразной “домашней” ссылке, где и написал свои наиболее известные политические труды, включая самого “Государя”. Таким образом, Макиавелли хорошо знал предмет, о котором он писал – политику. Естественно, даже в те времена труд итальянского политического философа вызвал огромный резонанс: очень скоро папской буллой было объявлено, что книга‐де, написана рукой Сатаны и “Государь” оказался в списке запрещенной католической церковью литературы, что не мудрено, учитывая то, что философ, будучи патриотом, выступал за единую, централизованную Италию с сильной светской властью и ограниченной властью церкви. Впрочем, не только по этому.
Как сегодняшние либералы, так и средневековая католическая церковь любили лицемерно завешивать свою политику и истинные желания ширмой “христианских ценностей”. Макиавелли же писал, что в политике не может быть никаких “христианских ценностей”, а единственным мерилом эффективности и её “хорошести” является не “этичность”, а целесообразность – то, что в современной политологии имеет термин realpolitik. В каком‐то смысле, можно сказать, что средневековый философ поставил своей целью “сорвать покровы” с устоявшейся средневековой политической мысли, показать, что она управляется не божественным провидением, или волей небес, а людьми, и кем бы не были эти люди – королями, дворянами или простолюдинами – они жадны, алчны и безмерно властолюбивы. Хотя Макиавелли был сторонником сильной центральной власти, он выступал за то, чтобы все три типа власти – монархическая, аристократическая и демократическая находились в равновесии – и примером своим современникам он ставит дохристианскую Римскую республику. Аналогии с ней он проводит постоянно, сравнивая современные ему события с событиями глубокого прошлого – что, несомненно, только в плюс труду, поскольку показывает недюжинную эрудицию его автора. Крайний деспотизм, как и анархию Макиавелли считает вредными и губительными, разрушительными для государства. Задача же государя – все те силы, которые действуют в подвластных ему землях, направить на укрепление его государства, строить его для будущих поколений, не во имя собственной прихоти, а для блага наибольшего числа людей, живущих в нем. Макиавелли часто журят, якобы, за цинизм. Подобное обвинение можно выдвигать и против человеческой жизни вообще, как полной цинизма, что не отменяет её ценность.
Можно ли сказать, что труд актуален и в наше время, несмотря на то, что он был написан полтысячелетия назад? Определенно можно сказать лишь одно: да. При этом, его важно прочитать не только не только политологам и историкам, интересующимся историей политической мысли или историей Италии эпохи Возрождения. Труд будет полезен для любого организатора, для любого лидера более‐менее крупного объединения, поскольку помимо достаточно узких вопросов, вроде того, как следует оборонять стены крепости (не забываем дату написания трактата), есть и гораздо более широко освещаемые вопросы: верность подчиненных, повышение эффективности их труда, служение и верность, предательство и обман, страх в вопросах руководства и так далее. Собственно, актуальность труда и на сегодняшний день совсем неудивительна – ведь, пускай и прошло уже пятьсот лет с момента выхода труда великого политического философа, люди остались все те же. Макиавелли постоянно проводил аналогии между древнеримским государством и средневековой Флоренцией; внимательный читатель без труда проведет аналогии между средневековой Флоренцией и современностью. Именно это определяет непреходящую ценность “Государя” как для начинающих, так и для опытных политиков, организаторов, лидеров, а также имеет интерес для изучения историкам, психологам и социальным антропологам. Другими словами, подытоживая вышесказанное, можно выразится словами героя одного российского фильма конца 90‐х – “Это классика, это знать надо!”.
Ссылка для бесплатного скачивания:  http://royallib.ru/book/makiavelli_nikolo/gosudar.html