Думаю, что мало для кого из посетителей нашего сайта имя Никколо Макиавелли, известного практика и теоретика политики, является неизвестным. Можно сказать, что такое понятие, как “макевиаллизм” имеет определенное хождение в разговорных кругах, как обозначение бесчестной, коварной политики. В частности, сегодня, в среде либеральных политологов является хорошим тоном ругать труды основателя политологии – кстати, именно он первый употребил применительно к слову “государство” (el Stato) современное ему значение – в отличии от употреблявшегося до этого значения “государства” как личного владения какого-нибудь суверена. Мало, того, фактически, после работ Аристотеля и Платона, “Государь” Макиавелли – одна из первых работ в христианской Европе, посвященная вопросам реальной политики. Как получить власть? Как её удержать? Что нужно сделать ‚чтобы народ не восставал, а дворяне не тянули на себя одеяло политической власти? Как не только сохранить государство, но и преумножить его, оставить его после себя для потомков в лучшем возможном виде? На эти, и на многие другие вопросы в своей работе “Государь” отвечает призанный классик политической мысли – Николло Макиавелли.

Кто же такой был Никколо Макиавелли? Он был известным флорентийским политиком эпохи итальянского ренессанса, крупным государственным деятелем, отвечавшим за внешнеполитические связи этого торгового города-государства, однако позже попал в опалу и умер в своеобразной “домашней” ссылке, где и написал свои наиболее известные политические труды, включая самого “Государя”. Таким образом, Макиавелли хорошо знал предмет, о котором он писал – политику. Естественно, даже в те времена труд итальянского политического философа вызвал огромный резонанс: очень скоро папской буллой было объявлено, что книга-де, написана рукой Сатаны и “Государь” оказался в списке запрещенной католической церковью литературы, что не мудрено, учитывая то, что философ, будучи патриотом, выступал за единую, централизованную Италию с сильной светской властью и ограниченной властью церкви. Впрочем, не только по этому.
Как сегодняшние либералы, так и средневековая католическая церковь любили лицемерно завешивать свою политику и истинные желания ширмой “христианских ценностей”. Макиавелли же писал, что в политике не может быть никаких “христианских ценностей”, а единственным мерилом эффективности и её “хорошести” является не “этичность”, а целесообразность – то, что в современной политологии имеет термин realpolitik. В каком-то смысле, можно сказать, что средневековый философ поставил своей целью “сорвать покровы” с устоявшейся средневековой политической мысли, показать, что она управляется не божественным провидением, или волей небес, а людьми, и кем бы не были эти люди – королями, дворянами или простолюдинами – они жадны, алчны и безмерно властолюбивы. Хотя Макиавелли был сторонником сильной центральной власти, он выступал за то, чтобы все три типа власти – монархическая, аристократическая и демократическая находились в равновесии – и примером своим современникам он ставит дохристианскую Римскую республику. Аналогии с ней он проводит постоянно, сравнивая современные ему события с событиями глубокого прошлого – что, несомненно, только в плюс труду, поскольку показывает недюжинную эрудицию его автора. Крайний деспотизм, как и анархию Макиавелли считает вредными и губительными, разрушительными для государства. Задача же государя – все те силы, которые действуют в подвластных ему землях, направить на укрепление его государства, строить его для будущих поколений, не во имя собственной прихоти, а для блага наибольшего числа людей, живущих в нем. Макиавелли часто журят, якобы, за цинизм. Подобное обвинение можно выдвигать и против человеческой жизни вообще, как полной цинизма, что не отменяет её ценность.
Можно ли сказать, что труд актуален и в наше время, несмотря на то, что он был написан полтысячелетия назад? Определенно можно сказать лишь одно: да. При этом, его важно прочитать не только не только политологам и историкам, интересующимся историей политической мысли или историей Италии эпохи Возрождения. Труд будет полезен для любого организатора, для любого лидера более-менее крупного объединения, поскольку помимо достаточно узких вопросов, вроде того, как следует оборонять стены крепости (не забываем дату написания трактата), есть и гораздо более широко освещаемые вопросы: верность подчиненных, повышение эффективности их труда, служение и верность, предательство и обман, страх в вопросах руководства и так далее. Собственно, актуальность труда и на сегодняшний день совсем неудивительна – ведь, пускай и прошло уже пятьсот лет с момента выхода труда великого политического философа, люди остались все те же. Макиавелли постоянно проводил аналогии между древнеримским государством и средневековой Флоренцией; внимательный читатель без труда проведет аналогии между средневековой Флоренцией и современностью. Именно это определяет непреходящую ценность “Государя” как для начинающих, так и для опытных политиков, организаторов, лидеров, а также имеет интерес для изучения историкам, психологам и социальным антропологам. Другими словами, подытоживая вышесказанное, можно выразится словами героя одного российского фильма конца 90-х – “Это классика, это знать надо!”.
Ссылка для бесплатного скачивания:  http://royallib.ru/book/makiavelli_nikolo/gosudar.html