Через 90 дней Владивостоку предстоит стать свободным портом. Снова. В состав, помимо столицы Приморья, войдут 15 муниципалитетов региона. Естественно, судя по увещеваниям чиновников, проект этот исключительно полезный и перспективный. Однако о том, кому могут быть выгодны нулевые налоговые ставки и восемь дней свободного пребывания в Приморье, можно поспорить.

Интеграция, международная торговля, социально-экономическое производство – этими и прочими «умными» словами кишат выступления чиновников, посвященные свободному порту. Прежде всего, создатели проекта и его кураторы прямо указывают на то, что он ориентирован в сторону Китая.

Так, министр по развитию Дальнего Востока, Александр Галушка, считает, что свободный порт раскроет транзитный потенциал юга Приморья. Министр обратил внимание, что Приморье граничит с двумя экономически мощными провинциями Китая – Хэйлунцзян и Цзилинь. Однако они отрезаны от китайских портов большим расстоянием. И это дает шанс для Владивостока. Режим свободного порта может предложить Китаю благоприятные условия для потока товаров и создания устойчивого транспортного коридора.

Таким образом, вице-премьер Юрий Трутнев рассчитывает, что свободный порт удвоит ВРП (валовой региональный продукт) Приморья к 2023 году.  Минвостокразвития прогнозируют, что проект свободного порта увеличит ВРП Приморья к 2025 году в 2,2 раза, до 1,4 трлн рублей, а к 2034 году — в 3,4 раза, до 2,1 трлн рублей. К 2025 году благодаря режиму «свободного порта» будет создано 108 тыс. новых рабочих мест, к 2034-му — 468,5 тыс.

Свободный порт напрямую связан с китайским проектом морского шелкового пути, который обеспечивает Китай торговыми коридорами с ЕС. С помощью шелкового пути Китай формирует вокруг себя периферию и рынки сбыта промышленной продукции, о чем упоминалось в статье “Китайский империализм”. Морской же шелковый путь является торговым путем из промышленных, приморских районов Китая в Европу, попутно нанизывающий на себя страны АСЕАН, а также страны, находящиеся на берегу Индийского океана. Таким образом, Владивосток должен превратиться, по заявлениям создателей проекта свободного порта, в аналог склада и перевалочной базы для  китайских товаров.

Не все эксперты пышут оптимизмом по поводу реализации этого проекта в Приморье. Так, Юрий Крупнов, государственный советник, политик и публицист, считает проект “свободного порта” симуляцией развития. В частности, особое внимание эксперт обращает на несоответствие транспортной инфраструктуры поставленным задачам:

1. Отсутствие большого порта. Грузооборот владивостокского составляет чуть более 15 млн. тонн. Для сравнения порты АТР: Шанхай — около 700 млн. тонн, примерно столько же Сингапур, Пусан — 300 млн. тонн, Гонконг — 270 млн. тонн.

2. Территория не обеспечена в полной мере всеми видами дорог, в особенности, не развит речной транспорт. Местные РЖД ожидает перегруженность и деградация инфраструктуры.

3. Отсутствие большого количества кораблей торгового флота, которые смогли бы заниматься поставкой грузов.

4. Неудачное расположение порта Владивостока, который заперт на полуострове и ограничен в перевозке большого количества наземных грузов.

Власти создали условия для бизнеса, но в остальном самоустранились. Безусловно, как перевалочная база свободный порт будет функционировать, но будет ли здесь производство? Ждать ли выпуска товаров высокой добавленной стоимости? В этом сомнений больше, нежели оптимизма.

Прежде всего, нужно решить вопрос – что производить, как производить, для кого производить и кто все это будет делать. Рядом с Владивостоком находится индустриальный Китай, который производит большой объем продукции, создает рабочие места исключительно для своих граждан и видит в свободном порте лишь транзитный коридор. Ему не нужен здесь промышленный конкурент.

С другой стороны, предположим, что в свободном порте создали производство отечественные предприниматели. Для кого они его сделали? Кто потребитель? Основные игроки на рынке АТР – это Китай, Япония, Корея, которые частично, а некоторые и в полной мере, являются сборочными цехами США, ТНК и ЕС. Соответственно, чтобы пользоваться спросом на мировом рынке, товар должен быть либо очень дешевым, либо не иметь аналогов (новая технология и т.д).  При текущей международной обстановке, когда мы отрезаны от технологий, а свои научные центры загибаются, создание товаров технологического авангарда маловероятно. Остаются дешевые товары. Наладить их выпуск возможно, но только при условии привлечения иностранной рабочей силы, т.к. её стоимость в разы меньше отечественной. Это, в свою очередь, не решает поставленной цели – создание рабочих мест. Также на рынке будут сильные конкуренты – Китай и страны Юго-Восточной Азии, которые занимают нишу дешевой промышленной продукции.

Остается  производство товаров для внутреннего рынка. В этом случае отечественный предприниматель может попытать удачу. Наладив производство промышленных товаров, он сможет обеспечить ими северные районы Приморья и Дальнего Востока в целом, но ему придется столкнуться с жесткой конкуренцией китайцев, которую можно победить лишь повышением качества своей продукции. Еще одной преградой станут таможенные пошлины, которые распространяются на товары, поступающие из свободного порта на территорию РФ.

Единственное, что остается, и, скорее всего, станет реалией порта – это экспорт ресурсов и (возможно) оборудование их первичной переработки на территории свободного порта. Это производство и создает рабочие места, и конкурентоспособно, а произведенные товары будут пользоваться спросом. Однако экспорт ресурсов для России не является чем-то новым, а корпорации, занимающиеся этим, предпочитают не тратить много денег на переработку сырья.

В то время как в Приморье существуют перспективные отрасли промышленности. В частности, судостроение. В регионе уже есть необходимая база для этого производства, актуального, наукоемкого и создающего большое количество рабочих мест. Однако оно требует существенной господдержки и финансирования. Это «сложно», и поэтому вряд ли вопросом судостроения в регионе займутся всерьез.

Учреждение свободного порта может вызвать перекос и в развитии региона. В частности, южные территории получат очередной импульс развития, а северные будут лишены его, что может привести к массовому бегству людей на территорию свободного порта. Еще одним риском является влияние свободного порта на уже имеющиеся предприятия и производства на территории Приморья. Им придется вступить в жесткую конкуренцию с иностранными товарами.

Итак, свободный порт – это весьма неоднозначный проект. Безусловно, в нем есть и преимущества, которые нейтрализуются рисками и издержками. Потенциал же свободного порта, в рамках неолиберальной экономической концепции, заключается в его ориентации на транзитный поток китайских товаров. Это делает его очень даже неплохим складом опережающего развития.

Литература
1.    Академик РАН Петр Бакланов: Свободный порт Владивосток совсем неоднозначен [Электронный ресурс] //   RIA Prima-Media – Режим доступа:  http://primamedia.ru/news/society/13.03.2015/425956/akademik-ran-petr-ba…
2.    Александр Тимофеев. Станет ли свободный порт Владивосток новой точкой экономического роста [Электронный ресурс] //    ИА REX  – Режим доступа: http://www.iarex.ru/articles/51908.html
3.    Владивосток возвращается в XIX век [Электронный ресурс] //    Независимая газета  – Режим доступа: http://www.ng.ru/regions/2015–02-03/1_vladivostok.html
4.    Галушка: свободный порт Владивосток сократит издержки Китая по транспортировке грузов  [Электронный ресурс] //  ТАСС – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/2070772
5.    Инвестиции с азиатским уклоном [Электронный ресурс] //   РосБизнесКонсалтинг – Режим доступа:  http://www.rbcplus.ru/news/5560586a7a8aa901335f6ea1
6.    Новый старый морской Шелковый путь  [Электронный ресурс] //  Notum.info  – Режим доступа: http://www.notum.info/news/politika/novyij-staryij-morskoj-shelkovyij-put
7.    Новый Шелковый путь: стратегические интересы России и Китая [Электронный ресурс] //  РСМД  – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2883#top-content
8.    Портам примерили свободу [Электронный ресурс] //  «Коммерсантъ»   – Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/2768973
9.    «Приморье перехватит транзитные потоки триллионной экономики» [Электронный ресурс] //  «Коммерсантъ»     – Режим доступа:  http://kommersant.ru/doc/2768976
10.    Путин указом создал свободный порт Владивосток [Электронный ресурс] //   Вести. Экономика – Режим доступа:  http://www.vestifinance.ru/articles/59967
11.    Судьба резидентов [Электронный ресурс] //    «НОВАЯ ГАЗЕТА» во Владивостоке» – Режим доступа:  http://www.novayagazeta-vlad.ru/281/ekonomika/sudba-rezidentov.html
12.    Трутнев: порт Владивосток – основа развития Дальнего Востока [Электронный ресурс] //   Вести. Экономика – Режим доступа:  http://www.vestifinance.ru/videos/22917
13.    Ходит призрак по Приморью, призрак порто-франко [Электронный ресурс] //    «НОВАЯ ГАЗЕТА» во Владивостоке» – Режим доступа:  http://www.novayagazeta-vlad.ru/267/obshhestvo/hodit-prizrak-po-primoryu…
14.    10 ответов на самые актуальные вопросы о свободном порте Владивосток [Электронный ресурс] //    Приморская газета – Режим доступа: http://primgazeta.ru/news/10-answers-to-the-most-pressing-issues-on-the-…

  • http://vk.com/id236165099 Никита Деревнин

    Во- первых нафиг нам ржд- это транспорт устарел, у нас есть машины! ( груз по жд до мосвы идет месяц, на машине неделю!)
    2) Владивосток хреново расположен! Чтоооооо?Вы из владивостока, или из Москвы? ( лучшего места нет, тк нет бухт как у шанхая, а у сингапур- город на берегу ПРОЛИВА!!
    3)Вы в какое время это писали, УЖЕ К НАМ ЕДУТ китайцы, а не мы!так что исходя из этого наши товары сделанные сдесь более конкурентно способны.
    4)Наш город никогда и не был чисто торговым, вот Находка да, но не Владивосток, Владивосток в 20 веке был городом Военных кораблей, стоянки, Находка вот грузовой порт, Исходя из этого и зная что свободный порт как вы написали расходится на 15 муниципалитетов то вся статья не выдерживает критики,
    (Прежде чем показывать покажите людям далеким от вашей организации почитать это дребидень и вот тогда после прослушивания АДЕКВАТНОГО мнения, а не то что вам говорят сверху задумываетесь а нужна ли вообще подымпть всю эту чепуху?

    • http://vk.com/id44217062 Константин Лунёв

      Во-первых, Политический Клуб Владивостока не организация тоталитарного толка и автор статьи может иметь собственное мнение. В этом клубе никто никому не приказывает, ведь это клуб, а не армейское подразделение. Члены клуба могут иметь различные точки зрения, даже противоположные друг другу.

      2) Автор ещё студент и всё же человек, может ошибаться. 

      3) Сайт полит клуба – маленький островок свободы и демократии в информационном пространстве нашего города. Даже комментарии админы не трут. 

      4)Кстати, здесь публикуются статьи не, только, членов клуба, но и простых читателей, вне зависимости от политических убеждений. Высылайте свою, более АДЕКВАТНУЮ статью, её разместят без редактирования и под вашим авторством. Главным тезисом, можете выделить «ржд- это транспорт устарел, у нас есть машины». Думаю, такая статья найдёт должный отклик у аудитории.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100005475610316 Denis Shiryakov

      Судя по Вашей лексике и экспрессивности статья либо задела Ваши полит-религиозные чувства, либо Вы очередной сетевой тролль) Что ж, на первый раз отвечу.
      1) РЖД, да и вообще железные дороги транспортируют большие объемы груза нежели фуры, которые периодически создают помехи движению.
      2) Я как раз таки из Владивостока, в отличие от некоторых и вижу его проблемы. Владивосток неудачно расположен логистически, поскольку он заперт на полуострове, порт в свою очередь заперт городской зоной с дорогами, которые не предназначены для массового товарооборота. Что до его географического расположения, то да место хорошее. Однако, хорошее морское расположение сводится на нет наземной транспортной системой.
      3) То то к нам едут китайцы это не показатель. Поскольку в Китае мы по объему товаров закупаемся намного больше нежели китайцы покупают их у нас. Да и структура разнится. Мы продаем сырье в обмен на промышленные товары. Сайт внеш.торговли Вам в помощь. Надеюсь умеете им пользоваться.
      4) Судя по остальному тексту у Вас наверное начался припадок поэтому я не понимаю, что Вы имели ввиду. Поэтому отвечу лишь, что 20 век уже давно позади, сейчас Владивосток уже не военный город, а один из узелков капиталистической экономики РФ. Так что теперь он торговый и немного еще промышленный город-порт. Что до 15 муниципалитетов, то на карте видно, что свободный порт распространен на территорию где находятся транспортные коридоры ведущие из промышленных районов Китая в порты “свободного порта”, тем самым делая товары беспошлинными.
      И последнее, я Вам советую в участвовать в дискуссии с холодно головой, рационализмом и научностью, а не уподобляться сетевым троллям и прочей биомассе.

  • http://vk.com/id215358325 Сергей Карнаух

    Как бы там ни было в области большой политики и экономики, но если все условия будут как их задекларировали, то жизненный уровень населения значительно вырастет, просто за счёт беспошлинной торговли.
    В Приморье крупные залежи редкоземельных металлов, если наладить их добычу с условием запрета их экспорта, то здесь будет выгодно производить электронику.
    Китай держит лидерство в этой области именно по этой причине – имея более 80% редкоземельной добычи он не экспортирует металлы, а разрешает их вывозить лишь в виде изделий.