Даже тот обыватель, который не может назвать себя заядлым киноманом, не может не заметить, что тематика научной фантастическая год от года становится все менее востребованной – место полетов в космос заменили полеты в другие измероения при помощи магии, а битвы с пришельцами – войны с темными магами и злобными драгонами. Кроется ли ключ смены интереса киноделов с фантастики на фэнтези только лишь во “внутрикиношной” сфере, или же этому есть причины куда как более глобальные? Почему средневековые мечи сменили лазерные пушки и бластеры, а закованные в латы рыцари – исследователей чуждых планет читайте в нашем материале.
Несмотря на то, что любое кино, безусловно, несет на себе культурный и национальный отпечаток страны – “производителя”, зачастую мы можем увидеть перекликающиеся темы, популярные, ну, может быть, и не во всем мире, но, по крайней мере в том, что мы привыкли называть цивилизованным миром…

У нас в стране часто любят цитировать классика -“Важнейшим из искусств у нас является кино”. Так это или нет можно спорить долго. Можно, но пожалуй не нужно – а нужно отметить то, что кино является одним из лучших средств отображения действительности, представлений и чаяний современного фильму поколения. Кино отлично показывает, что мы хотели бы увидеть, о чем мечтаем, какие черты характера выражают герои фильмов и сериалов в наших глазах, какие из них мы считаем положительными, какие отрицательными и так далее. Часто, мы можем увидеть по поведению героев кино то, в какой стране кино снято, даже если фильм является дублированным. В общем, подытоживая вышесказанное – кино – пожалуй, лучшее зеркало современности.

Несмотря на то, что любое кино, безусловно, несет на себе культурный и национальный отпечаток страны – “производителя”, зачастую мы можем увидеть перекликающиеся темы, популярные, ну, может быть, и не во всем мире, но, по крайней мере в том, что мы привыкли называть цивилизованным миром. Так, например, мы можем вспомнить период с 1960-х по 1980-е. И, даже легкого взгляда на темы не только кинофильмов, но и различной литературы, хватит, чтобы понять, что людей интересовал космос. Объяснять, думаю, не надо – выдающиеся успехи как советских так и американских астронавтов, побудили общество к огромному интересу к космосу, его освоению, и, конечно же, вероятности встречи “братьев по разуму”. Можно сказать, на эти годы приходится прямо-таки бум научной фантастики, как в Советском лагере, так и на Западе! Одни из самых знаменитых франшиз, известные практически повсеместно в наше время – “Star Trek” и “Star Wars” – появились именно тогда. Хотя, конечно, “Звездные войны” тяжело назвать не то что “Научной фантастикой”, но, и, порой, просто даже “фантастикой” – скорее уж технофэнтези, но вот “Звездный путь” упорно пытался придерживаться именно научно-фантастических жанровых канонов. Вопросы, поднимаемые фантастикой того времени, были совершенно различными – от угрозы компьютерного разума в знаменитой кубриковской “Космической Одиссеи” до вопроса о том, как мы будем бороздить космос и кого мы там найдем в уже упоминавшемся “Стар Треке”. Можно обратить внимание и на то, каким представлялся фантастам уже давно прошедший для нас 2000 год – он представлялся эпохой торжества прогресса, эпохой безграничных возможностей, и, конечно же, эпохой космоса – ещё каких-то пятьдесят лет назад людям казалось что в двухтысячные мы сможем купить билет на марс так же просто, как купить билет на самолет, или даже проще! Излетом “звездного бума”, а заодно, и, в определенной степени, его кульминации можно считать вышедший в 1993 году сериал “Вавилон 5” – неплохо развивший тему и сотрудничества различных видов разумных существ – что было очень актуально в 90-е, период, как выразился Френсис Фукуяма “Конца истории”. Однако, “конца истории” даже после окончания  холодной войны не наступило, а “звездный бум” практически сошел на нет.
Тут, конечно, можно разные причины выявить. С окончанием холодной войны единственная оставшаяся сверхдержава существенно сократила инвестиции в космическую сферу, ввиду бессмысленности дальнейшего продолжения “космической гонки” с уже не существующим идеологическим противником, а другая была на грани распада, что тоже, само собой, космическим экспедициям не содействовало. Разумеется, и в самом кино наступили перемены – ни одна тема, будь она хоть миллион раз популярна, не будет вертеться у пьедестала вечно. Со временем, космос перестал привлекать зрителей.  Возможно, наступило даже не то, чтобы пресыщение к этой теме – скорее даже, произошло разочарование в попытках найти что-то или кого-то в ближайшее время в свете ближайших к нам звезд. Шли годы, восьмидесятые сменились девяностыми, после них настал “Тот самый” долгожданный двухтысячный, минуло ещё десятилетие, и ещё немного – а колонии на Луне, Марсе и Плутоне так и остались несбыточной мечтой фантастов.  Жизнь показала, в очередной раз, что реальный исторический процесс, гораздо неожиданней, чем самые смелые предположения сценаристов и киноделов.
Тем не менее, свято место пусто не бывает. На девяностые и двухтысячные пришелся расцвет жанра фэнтези. Люди переключились с историй о далеких мирах и технологическом прогрессе, на истории о героических подвигах условно-средневековых рыцарях, властителях тьмы, и различных фэнтезийных созданий.  Можно сказать, киноделы ударились либо в фэнтези “чистое” (с орками, эльфами и гномами) либо в “смешанное”, наподобие жанра технофэнтези или, так называемое, “городское фэнтези” (с вампирами, оборотнями и прочей чертовщиной, как-то незаметно умудряющейся обитать уже бог знает сколько лет рядом с нами). Просто посмотрите на успех “Сумерек”, “Ван Хельсинга”,“Властелина Колец” (последнего я преднамернно поставил на последнее место, поскольку, несмотря на исключительную талантливость Питера Джексона как режиссера, сценаристов, актеров и всех остальных, кто приложил руку к созданию этого киношедевра, успех трилогии все же, был так или иначе обусловлен  огромной армией фанатов этого жанра). И, надо сказать, фэнтези и не думает сдавать позиции – посмотрите на успех недавно вышедшего фильма “Тор 2”. Интересный факт: фильм, хоть и основан на комиксах “Marvel”, тем не менее, включает в себя основные элементы скандинавской мифологии – так вот, герои там путешествуют на космических (если их можно так назвать) кораблях на другие…нет, нет, не планеты! Параллельные миры, хорошо известные по той же мифологии – Йотунхейм, Свартальвхейм, Асгард и дргуим. Вот так–  в шестидесятые годы корабли бороздили просторы вселенной, а теперь они бороздят просторы параллельных миров… да, кстати, как думаете о чем я вспомнил? О Хиневиче и Ко, кончено же – ну вы знаете, Перун, Вайтмары, славяно-руссам 7 000 000 000 лет или сколько там… но об этом в другой раз.
Вообще, само по себе разочарование в рационализме накапливалось на всем протяжении ещё далекого XIX столетия, что можно с легкостью доказать даже самим появлением в философской мысли такого явление как “иррационализм”, – и это я ещё не вспоминаю о потрясающем (и, довольно, на мой взгляд, сомнительном) успехе произведений основательницы “теософии” Е. Блаватской!  Окончательное разочарование в идеях прогресса и разумности человека пришлось на время межвоенного периода – и тут как нельзя кстати можно привести примером книги Гассета и Шпенглера – настоящие зеркала своего времени. Своеобразным апогеем отрицания доброты и разумности (тем более врожденной) человека, а также прогресса были идеологии фашизма и национал-социализма, провозглашавшие уже заметно подзабытые идеи культа человека, списанного с барельефов средневековой гравюры. Но вот Вторая мировая война покончила с этими идеологиями (кончено же, лишь официально), и вера в определенную однолинейность исторического процесса, “разумность” человечества возвратилась – по крайней мере, у большинства западного населения уж точно – интеллектуалы были довольны дарованием равных прав женщинам и неграм, обыватель был доволен экономическим процветанием и ростом благосостояния своего кошелька. А тут, как я уже писал, и в космос полетели…казалось бы – вот она, – новая жизнь!
Пожалуй, в этой веренице исторических событий падение Советского строя и образование целой россыпи государств на месте бывшего СССР крайне важно – ведь, как писал уже упоминавшийся выше Фукуяма, наступил “конец истории” – повсюду, якобы, победил капитализм и либеральная демократия.  Мир во всем мире! Больше нет опасности термоядерной войны! Однако реальность, как водится, оказалась куда жестче: вместо либеральной демократии в большей части развитых стран водрузилась диктатура меньшинств, вместо капитализма – корпоративное рабство, вместо “универсальной цивилизации” – кока-кола и джинсы “Levi’s”. И самое главное – вместо психологического комфорта – нарастающее экзистенциальное противоречие между тем, что есть на самом деле, и тем, о чем говорят ведущие политики и общественные деятели. Особенно это хорошо в современной Европе – обещанная толерантность и мультикультурализм обернулись тем, что народы ведущих европейских наций, некогда великие колониальные государства, сами оказались в положении угнетаемых туземцев в своем собственном доме! Ну и как тут не вспомнить о “Былых временах” – и плевать, что их никто не застал – когда мужчины были “теми самым” мужчинами, а женщины – “теми самыми” самыми женщинами. Но всеми прилагающимися традиционными гендерными характеристиками. Думаю, не нужно говорить о том, что читая книгу, или смотря фильм, мы волей-неволей ассоциируем себя с главным героем. И, конечно, большинству всегда приятней себя ощущать героем реалистичного, полного борьбы и жестокости фэнтези, чем задумчивому “космическому” герою обезжиренной фантастики 60-х. Да, как ни странно, современное фэнтези гораздо более реалистично на бытовом уровне, чем научно-фантастический фильм прошлого столетия, который сегодня при просмотре, скорее всего, покажется слишком наивным и даже, зачастую, глупым.
Не буду говорить, что любовь к фэнтези, “былым временам”, мифологии с её бессмертными героями – это бегство от реальности, поскольку в таком случае, бегством от реальности вобще все что угодно можно будет назвать. Но, хотелось бы заметить, что фэнтези – это, само по себе, “изобретение” европейцев, и основано, оно, прежде всего на европейском культурном фундаменте, выросло из мифологии европейских народов. В эпоху, когда мы живем в мире насаждения некоей “всемирной” цивилизации с её, якобы,” универсальными”, “всечеловеческими” ценностями, возникает естсественное желание вернуться к корням – не только культурным, но и психологическим, в мир, пускай и выдуманный, но без феминизма, толерантности и политкорректности (хотя и они постепенно проникают туда – например, в том же “Торе” скандинавский бог Хеймдалль сыгран чернокожим актером!).
Поэтому пропажа интереса большинства людей к космосу, к поиску внеземной жизни, хотя и, конечно, обусловлена сходом на нет гонки космических держав, но, все же, в большей степенью исходит из того, что космос сейчас не решает каких-то наших внутренний проблем, не дает ответа на психологические запросы и чаяния – а фэнтези дает. И, судя по всему, весьма хорошие. Так что, несмотря на то, что некоторые популярные НФ франшизы вроде того же “Стар трека” сейчас “воскрешаются”, вряд ли мода на космос вернется в былом своем величии – и это объективный процесс. Наверное оно и правильно – нужно разобраться у себя дома, на Земле, прежде чем лезть в глубину таких далеких, и, увы, таких холодных для нас звезд.
  • Сергей

    Думаю, космос исчез по другой причине, из-за приземлённости сознания новых обывателей. Приземлённость как отвлечение от мировых проблем и сосредоточение интересов на собственном удобном положении, т.е. чистый эгоизм.
    Космос был популярен в другом обществе, автор не застал его, но отчасти это видно по фильмам бывшей эпохи. Это общество прорыва, гордящееся достижениями научно-технической революции, невидящее пределов человеческому сознанию и могуществу. Та эпоха – поколения людей, за одну жизнь которых, человечество прошло путь от гужевого транспорта на улицах городов, от керосиновых ламп и свечей, до выхода человека в космос, высадки на Луну, и сверхзвуковой пассажирской авиации.
    Изобретатель триода Ли де Форест заявлявший: «Только мечтатель вроде Жюля Верна может говорить о том, что возможно поместить человека в многоступенчатую ракету, запустить его в гравитационное поле Луны, а затем вернуть на Землю. Подобный пилотируемый полет невозможен, несмотря ни на какие будущие достижения науки» – застал полёты человека в космос!
    Люди ещё вчера не имевшие ванны и электричества в доме (а таковых было пол-Европы перед второй мировой) вдруг оказались в мире изобилия, и невиданного технического прогресса. То, что казалось им фантастикой в 1900 – 1930хх годах, стало нормой в 50е-60е. годы ХХ века. Антибиотики побеждали болезни, человек ходил по Луне, акваланг сделал доступным каждому невиданный подводный мир, и на дне морей строили дома… У людей, не знавших ещё за двадцать лет до этого, что такое телевизор, в домах появилось цветное ТВ.
    Поколения, пережившие две мировых войны, разруху и эпидемии, наслаждались жизнью и ставили это в заслугу научно-техническому прогрессу.
    Казалось, что будущее наступило …
    Мир, общество, требовали дальнейшего развития. Никто не сомневался, в том числе и в среде конструкторов космической техники, что к 2000 году, на Луне будут города, на Марсе базы с людьми…
    Но развитие фактически остановилось… Ни каких прорывов.
    Победила идеология эгоизма – неолиберализм и тетчертизм.
    Достижения прежних лет стали обыденностью, наступила эпоха мракобесия, а на улицах городов появились миллионы таких жирных граждан, что выступающие в цирках в начале ХХ века толстяки, выглядели бы умеренными на их фоне.
    Люди замкнулись на личном. Космосу здесь не стало места, его место заняли астрологи и прочие колдуны. Толерантность не позволяет снимать правдивые фильмы об исторических событиях, и взамен этого массово вторгся в жизнь жанр фэнтэзи – пародия на историю и жизнь людей. Но ещё ранее этот жанр проник в космос, и звёздные войны вызывавшие шок, своей тупостью и ненаучностью у мечтавшего их посмотреть советского школьника, тому пример.

    • http://vk.com/id44217062 Константин Лунёв

      В довесок к комментарию скромного Сергея Карнауха:

      Космос как воспоминание
      Всеволод Емелин о полетах на табуретке

      Книжечки беленькие, книжечки красненькие
      В детстве стояли на полочке,
      «Библиотека современной фантастики»…
      Все угробили, сволочи.

      Думал ночами бессонными,
      Как буду сквозь волны эфира
      Вести звездолет фотонный,
      Облетая черные дыры.

      Вырасту, думал, буду Мвен Масс
      Или Дар Ветер.
      Вырос. Вокруг одни п***асы,
      Да эти…

      Вырасту, ждал, отобью Низу Крит
      У Эрга Ноoра.
      Вырос. Вокруг наркомания, СПИД,
      Да эти, которые…

      Выучусь, в детстве мечтал, на прогрессора,
      Служить буду доном Руматой.
      Вырос. Вокруг сплошь бычье в Мерседесах
      И все ругаются матом.

      В Руматы меня не брали,
      Иди, говорят, не треба.
      В результате, во всю в Арканаре
      Жирует орел наш дон Рэба.

      В книжках один был мерзавец – Пур Хисс
      (Еще бы с такой-то фамилией).
      А теперь оказалось – Пур Хиссов, как крыс,
      И всех они зачморили.

      Навеки улыбка сползла с лица,
      Я стал обладателем бледного вида.
      Вместо эры Великого Кольца
      Настал нескончаемый День Трифидов.

      Вот тебе и Роберт Шекли,
      Вот тебе и Гарри Гаррисон,
      В мире, где правят шекели,
      Пойду утоплюсь в Солярисе.

      Оказался чужой я на этом пиру
      Пришельцев пиковой масти.
      Тщетно шарит рука по бедру,
      Ищет мой верный бластер.

      Гляну сквозь стеклопакет
      И, как всегда, офигею –
      Вместо звезд и планет
      Горит реклама «ИКЕИ».

      Грустно сижу на ж*пе
      На их табуретке фанерной.
      Нынче не время утопий
      Об покорении Вселенной.

      Я все понимаю: Сталин,
      Репрессии, пятилетки…
      Но зачем мы Космос сменяли
      На фанерные табуретки?

      • Сурковскаяпропаганда

        Емелин всегда бьёт в цель.

        • http://vk.com/id149450109 Владимир Баданов

          Собственно и сюжеты про космос появились недавно. В середине 80-х по моему. На сегодняшний день количество фантастики с видением будущего человечества просто зашкаливает, и это всё топовые фильмы.
          Тут скорее всего проблема в другом. В первую очень в бюджете, который необходимо потратить на фильм-космическую фантастику и ограниченностью нормальных сценариев. Вот и снимают, то исторический, то фентези, то фантастику. Кстати один из культовых фантастических фильмов недавно на экранах шёл, по одноимённой книге, очень известной в мире, “Игры Эндера”. В кино на первом ряду смотрел, ночью, в обще круть, даже на расслабишься))) Надеюсь продолжение будет.
          Может вопрос нужно было поставить иначе, и описать соперничество фантастики с реализмом) Ода убойная чушь про обсерание русской космической промышленности, тоже понравилась, “Гравитация” называется. А пример здесь взять стоит, стоит посмотреть как американцы болеют за своих даже в космосе, унижая конкурентов.
          Обидно порой слышать заявления от руководства Роскосмоса, что причиной неудачи большинства полётов российских космических аппаратов стали неведомые тяжёлые частицы. По всей видимости это частицы антирусские, так как всякие китайские индийские, тем более западные аппараты почему то долетают) Человек из стали тоже тему пришельцев и иного развития другой расы показывает в пример) Так что, не знаю куда вы там космос потеряли, пошарте в шаре фильмы на s125 только за 2013, смотреть не пересмотреть)))

          • http://vk.com/id149450109 Владимир Баданов

            Опять ошибок куча, хреновый у вас редактер))

          • http://vk.com/id44217062 Константин Лунёв

            Надо не лениться и проверять самому)) Вот к чему ведут новые достижения, к лени и безграмотности)) Сам за собой замечаю))

          • http://facebook.com/profile.php?id=100003758676559 Ivan Dudnik

            Нет там ничего.

    • http://vk.com/id15856913 Vladimir Shibaev

      Хотел бы поспорить не по магистральной части вашего ответа, а по отдельным составляющим: расцвет “космического бума” в кинематографе пришелся на время как раз таки расцвета взглядов на мир аля хиппи: в будущем все будет хорошо, будут побеждены войны, прогресс не остановить, и т.д. При этом, “революция благополучия” пришлась именно на те годы – то есть уже тогда. по логике, человек должен был перестать мечать и замкнуться на себе и личном эгоизме (что он по моему мнению, и сделал). Помимо этого, с окончания “эпохи космоса”, ну, возьмем, где-нибудь, 90-е, совершен тоже достаточно мощный скачек – те же сенсорные экраны и планшеты, мобильная связь, Интернет – были чудесами из далекого будущего ещё в начале этого периода, но уже спустя 20 лет стали абсолютной обыденностью. Тем не менее, интерес к космосу, нсемотря на мощный технологический прогресс, упал.

      • Сергей

        ==сенсорные экраны и планшеты, мобильная связь, Интернет==

        - прогресс ли это на фоне возможностей и ожиданий? Это как если бы, ждали борща, а подали одну капусту.
        Бытовуха это, не более. Будь общество здоровым, эти средства связи способствовали бы рождению гениев в невиданном масштабе, однако гораздо больше они плодят идиотов, способствуя более не прогрессу, а мракобесию.
        Никогда в истории человечества люди дна, изгои, дегенераты, извращенцы и просто паскудная серость, не имели возможности навязывать своё мнение и видение всему миру на равных с гениями, да и просто с обычными здоровыми людьми – интернет предоставил эту возможность. Это не закончится ни чем хорошим.
        И достижения эти, базируются на основополагающих открытиях 40–70 гг. ХХ века. Основы компьютерного вычисления заложены в сороковые годы, микрочип детище шестидесятых, т.е. фундаментальных прорывов в этой области нет.
        Сотовая связь, была уже в начале семидесятых. А нужна ли она вообще? Ну не было бы её, и что? Лишь развилась бы сеть спутниковой телефонии – не зависимость от базовых станций, и болтать можно без роуминга с любого места, хоть из Антарктиды. И цена была бы не как сегодня, 80 центов за минуту, а много меньше…
        Единственным реальным прогрессом нашего времени я считаю нанотехнологии, однако вспомните про борщ и капусту)) 

        == расцвет “космического бума” в кинематографе пришелся на время как раз таки расцвета взглядов на мир аля хиппи==

        Вообще-то начался он раньше, просто те фильмы сегодня малоизвестны, в силу примитивной техники съёмок и сюжета с затянутым освещением технической стороны космических полётов.
        А сами хиппи порождение сытой жизни нового поколения, в общем-то ненужного количества человеко-массы, задача которых состояла лишь в получении удовольствия от жизни. И удовольствия эти, в новом наступившем мире сытости и прогресса, не требовали больших капиталов. Хиппи выросли, и похоронили космос.
        Физиологические удовольствия, это часть жизни человека, но не самоцель.
        Достижения человечества осуществлялись людьми, для которых главным удовольствием было творчество – наука, открытие законов природы и создание нового.
        А поколение хиппи, это и есть первое поколение балбесов. Космос им не нужен, им нужны права геев и лесбиянок, групповой секс и легализация наркотиков.

      • Сурковскаяпропаганда

        Сенсорные экраны и планшеты, это совершенствование, но не фундаментальное открытие. Тот же сенсорный экран был изобретён в 1970х годах, насколько помню и в 1980х уже точно применялся. Планшет это тот же компьютер, сейчас даже архитектурой планшеты не всегда отличаются от настольных ПК (речь, конечно-же, о планшетах на Windows 8 с архитектурой x86).
        Интернет тоже изобретён не в 1990х годах, просто к 1990м он стал доступен для массового потребителя, что связано опять-же с совершенствованием существующих технологий, в том числе и с возросшими мощностями настольных ПК.
        То есть, скачок был, несомненно, глупо это отрицать. Шаг огромный, но по пути совершенствования существующих открытий. Это ведь не полёт на Луну, не открытие электричества, не паровые котлы и не летательные аппараты тяжелее воздуха.
        Думаю, именно это доносит до нас Сергей.

        • http://vk.com/id15856913 Vladimir Shibaev

          Интересный факт, подтверждающий идею Сергея о всеобщей деградации: так назваемый эффект Флинна – повсемемстное увеличение IQ в 20-м веке, стал снижаться в конце оного, а сейчас и вовсе сошел на нет… Однако средний IQ в 80-х и сейчас отличается не существенно. Но тем не менее, “космос” и “Широко мыслить” – разные вещи. Тот же Герберт Уэллс, великий фантаст, описывал фантастические общества своим широким полетом мысли и на Земле, в будущем, например. А претензиозность на НФ например того же “Стар Трека” для меня смешна – ввиду, хотя бы, инопланетян, отличающихся от хомо спаиесн только величиной и формой ушей – и это в лучшем случае.

  • http://vk.com/id44217062 Константин Лунёв

    Тема действительно не так проста, как кажется. И корень здесь кроется в самой природе человека. Человек, в свою очередь, как существо социальное, всегда ориентируется на своих вожаков, на своих лидеров, на свою элиту. На протяжении всей истории, проблема рекрутирования элит была центральной для политической философии. Этот же вопрос был фундаментальным во времена всех громких социальных и политических потрясений Европы, эпохи возрождения, а так же индустриализации. Действительно, учитывая, как усложнились общественные отношения со времен родоплеменного строя, европейские нации всегда стояли перед дилеммой принципа формирования элит, которые в свою очередь стоят перед соблазном замкнуться в себе, окруженными роскошью и привилегиями. В первую очередь это касается политической элиты. В современном мире победившего капитализма, политической элитой являются обладатели наибольших капиталов. На мой взгляд, современная политическая элита поддалась соблазну, замкнулась в себе и желает лишь сохранить статус-кво. Куда вообще нас могут привести олигархи и финансисты? О каком космосе может идти речь, если такие понятия выходят за рамки торгашеской логики? Действительно, рыба гниёт с головы…