Более тысячи лет назад, 26 июня 363 года нашей эры, трагически погиб один из величайших императоров Рима – Флавий Клавдий Юлиан. Эта фигура, увы, известна мало большинству людей, в отличие от Цезаря или Августа, что неудивительно – враги Юлиана постарались любым способом стереть его имя из истории. Выдающийся полководец, грамотный реформатор, прекрасный оратор, ритор и поэт – полновластным императором Римской Империи он был всего лишь два года, однако даже в столь малый срок сумел сделать многое. И сейчас он является одним из самых изучаемых историками римских императоров. Чем же заслужил к себе такое внимание давно ставший тенью Цезарь Рима?

В юности будущий император увлекался чтением классической философской литературы, изучал труды Аристотеля и Платона. По всей видимости, общение с умными книгами и определило отход юноши от христианства, которое на тот момент уже стало официальной религией Римской Империи. Во дворе императора Констанция II к Юлиану (который приходился правителю племянником) относились весьма прохладно, и даже с насмешками, считая, что он всего лишь глупый недотепа, полугрек, почитывающий никому не нужные книжонки. Поэтому его вовсе не готовили к трону, да и Юлиан власти не жаждал. Однако во время очередного вторжения в Галлию (современная Франция) племен воинственных германцев Алеманов, у Констанция не осталось других лиц, которым можно было бы доверять, кроме этого, считавшегося всеми недотепистым, юноши. Никогда не владевший военным делом, Юлиан быстро учился – недаром говорят, что талантливый человек во всем талантлив – и всего за одну зиму из трусливых дезертиров, засевших в римских фортах, ему удалось создать боеспособную, могучую армию, которая смогла не только отразить вторжение варваров, но и перейдя Рейн, опустошить земли германцев, навязав им свои условия мира. Такой успех не мог не сказаться на авторитете Юлиана – и после галльских успехов солдаты подняли его на щит, а на голову возложили венок – что означало провозглашение его императором.

Это, конечно, не могло понравиться ревнивому и надменному императору Констанцию II. Немедленно потребовав вызвать лучших легионеров из Галлии в Анатолию (сейчас Турция) для борьбы с персами, он спровоцировал восстание – легионеры отказались подчиняться Константинопольскому монарху. Назревала гражданская война. Промедление было смерти подобно для Юлиана, а потому, заручившись поддержкой армии, он отправился в поход против дяди. Дойдя до Венгрии (тогда Паннония) Юлиан получил весть – молодой и крепкий здоровьем Констанций скоропостижно скончался от ужасной болезни! Видя в этом провидение богов, Юлиан приступил к реорганизации дел в хиреющей и ослабленной бесконечными гражданскими войнами Империи. Так, он наладил расшатавшуюся систему снабжения продовольствием и ликвидировал тайную полицию Констанция, которая занималась больше репрессиями против неугодных, чем выискиванием шпионов и реальных врагов. Юлиан восстановил систему государственной почты и запретил пользование ею различным придворным трутням и дворцовым фаворитам.

Изменилась и система рекрутирования элиты при новом императоре. Отныне в государственном истеблишменте Рима стали задавать тон люди, разбирающиеся в классической философии и поэзии – коррупционеры и льстецы-царедворцы были подвергнуты преследованиям. Дух придворного лицемерия, которым так славились императоры до Юлиана, и будут славиться императоры после него, исчез. Были ликвидированы целые когорты дармоедов, имевшие огромное число помощников и получавшие огромные суммы на содержание. Так, безжалостно изгнал из своего дворца Юлиан тысячи евнухов, брадобреев и поваров, а также их секретарей, занимавшихся ограблением старинных городов и вывозивших морем в свои виллы произведения искусства тысячелетней давности. Искоренение коррупции во всех её видах было одним из ключевых элементов правления  императора Юлиана. В тоже время, Юлиан освободил от налогов многие города, от повинностей – лекарей и учителей. Сейчас любят говорить о том, что подобную политику следует проводить для представителей социально ориентированных профессий – а Юлиан сделал это полторы тысячи лет назад. И, конечно же, особо возвысил он статус Константинополя – сенат повысили до статуса римского, а сам Юлиан регулярно участвовал в его заседаниях, в отличие от других цезарей, к которым сенат, как послушная собачка, являлся во дворец.

Юлиан заслужил после смерти презрительное прозвище “отступник” от завистливых и злобных христиан – но кто был в действительности “отступником” – сторонник той веры, которая привела маленькое племя на вершину мира, или же веры рабов и еврейских фанатиков с Ближнего Востока? Причин для злобной ненависти у христиан было предостаточно – Юлиан активно реформировал римскую религию, воспретил оргии, увольнял жрецов, ведущих разгульный образ жизни, создал организационную структуру римской религии – надо ли говорить, что христианство стало повсеместно отступать?  К тому же, император предпринял гениальный по своей сути ход – декларировав политику веротерпимости, он вернул назад многих опальных христианских епископов, которые тут же начали вести многочисленные споры с представителями других направлений христианства. Дело доходило до рукоприкладства, что не могло не поразить людей, считавших, что христианство учит миру и добру. К тому же, христиане должны были вернуть все узурпированные и захваченные ими во времена христианских императоров культовые сооружения, принадлежавшие язычникам. В условиях реальной конфессиональной свободы, политику которой и проводил Юлиан, христианству была уготована судьба мелкой незначимой ныне секты, вроде манихейства или донатизма. Легионы же были верны своему Императору, бывшему для них воплощением его же божества – Солнца Непобедимого – представителя религии, которая была олицетворением индоевропейской традиции. Вспомнить хотя бы нагло украденную христианами мистерию – а именно 25 декабря, день роста солнца, встречавшийся во всех индоевропейских традициях как главный сакральный праздник года. К слову, “sunday” – “воскресенье” или, дословно, “день солнца” – часть наследия этой древней религии, когда в “день солнца” предписывалось прекращать всякий труд.

Однако во внешней политике Юлиану не удалось достигнуть успеха. Начав войну с персами, поначалу идущую столь хорошо, что сам шах Шапур II запросил мира, Юлиан имел все шансы завершить ее грандиозной победой, но судьба распорядилась иначе – император получил смертельное ранение на поле брани, как и подобает настоящему сыну Рима. Уважение он внушал даже своим врагам, персам, которые в последствие обвиняли римские войска в цареубийстве (!) великого цезаря Юлиана – никто из армии Шаха не взял на себя ответственность за его смерть. Как и многие великие люди, Юлиан не оставил приемника – и политика по оздоровлению государственного тела Империи и её морального облика была свернута.

Как пишет Эдриэн Мёрдок, смерть Юлиана – это не просто смерть одного человека, а смерть целой эпохи – античности. Это произошло именно тогда, а вовсе не в 476-ом году, когда произошло свержение последнего императора Ромула Августула и высылки имперских регалий в Константинополь германским конунгом Одоакром. После Юлиана уже ничто не смогло остановить крах Рима и сползание Европы в тысячелетнее царство религиозного фанатизма и мракобесия. Юлиан правил всего два года – и можно только представить, как радикально изменилась бы история всего человечества, если бы он правил хотя бы лет двадцать. Вполне возможно, что Римская Империя, реформированная на юлиановых началах, просуществовала бы гораздо дольше, а митраизм – так называлась вера в Непобедимое Солнце – стал бы мировой религией, тем более что все предпосылки для этого имелись.

После смерти Юлиана, христианские авторы приписали цезарю слова о том, что на смертном одре, он, якобы, сказал: “Ты победил, Галилеянин”. Ни один источник, это, разумеется, не подтверждает – а великий Юлиан ушел непобежденным, подобно богам, в которых он верил. Юлиан – один из немногих людей на Земле, кто действительно стал олицетворением своего бога, его идеалов и принципов – забытой, но не уничтоженной религии могучих легионов, построивших цивилизацию, преемником которой с такой безосновательной гордостью называет себя современная Европа.

Как же оценивают ученые умы его деятельность? Андре Пиганьоль писал: “Истинное величие Юлиана – нравственного порядка. Благородство, и даже самое беспокойство его характера, критика, которую он обращает на себя, его постоянный диалог с богами вызывают уважение. Он скорее, чем большинство современных ему теологов, заслуживает называться святым”. Один из виднейших исследователей Древнего Рима, Эрнст Штайн так охарактеризовал Юлиана: “Несмотря на свои ошибки, Юлиан был одним из благороднейших и талантливейших людей в истории человечества”.

Жизнь и смерть Юлиана носят для нас не только политинформационный, исторический, но и, на мой взгляд, глубоко педагогический характер. Найдется ли у нас свой Юлиан Отступник – правитель, который отступит от губительного идеологического мейнстрима, ведущего нашу европейскую цивилизацию (в которую, как бы то не хотелось либералам и евразийцам, входит и Россия) к гибели? Человек, выдающийся в администрировании и психологии, идеологии и военном деле, теории и практике – человек, не боящийся бросить вызов господствующей идеологии смерти и упадка, человек, который будучи Отступником на деле, вернется к тем идеям и методам, которые сделали само наше существование, существование нашей культуры и цивилизации возможным.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100005475610316 Denis Shiryakov

    Вот кого не хватает современной эпохе!) Только, вопрос созрел. Борьба с коррупцией, мракобесием и разложением влечет за собой усиление давления административного аппарата и аппарата принуждения на различные слои населения. Как отразилось его правление на среднем – обычном человеке Рима и провинций?

    • http://facebook.com/profile.php?id=100007553074648 Vladimir Shibaev

      Юлиан как раз таки в значительной степени снизил налоговый гнет для населения, что было отмечено в материале, путем изгнания со двора трутней, получавших огромное довольствие за счет населения, а также прекращением прикормки христианской церкви. Собственно, та же ликвидация налогов с города и системы подарков от общин императору серьезно облегчили существование простого гражданина империи. Одним из результатов юлиановых реформ как раз и стало сокращение административного аппарата, увы, результатом, в следствии смерти цезаря, недолговечным.

  • Михаил

    С чего вы взяли что христианство это мракабесее и т.д? Не стыдно вам не только причеслять Русь Православную в языческую, нацискую европку, но и возвиличивать язычника и гонителя веры Русского народа?!

    • http://facebook.com/profile.php?id=100007553074648 Vladimir Shibaev

      Ну, наверное с того, что христианство провозглашает святость и непогрешимость догмата веры, что на корню подрубает любое движение мысли – а движение мысли, это не только гомосексуальные браки и биржевые махинации, но и полеты в космос, например. И что значит “языческая, нацистская европка”? В каком месте современная Европа – нацистская? Поддержка русофобских маршей легионеров СС в Прибалтике и правящего режима на Украине, использующего для своих целей элементы праворадикальной символике это ещё не нацизм.

      • Михаил

        Это нацизм! Европа всегда хотела разрушить Русь Православную и насадить сначала свое язычество а потом ересь каталическую. Потом она окончательно отступила от спасения людских душ и погрязла в богомерзостях и сатанизме. И все эти полеты в космос и наука это выдумка, которая не объясняет ничего. Это придумали что бы подточить веру в Господа нашего и сына его Иисуса Христа – главу церкви нашей! А вы называете Русь Православную частью этого сатанинского пиршества!

        • http://facebook.com/profile.php?id=100007553074648 Vladimir Shibaev

          Толсто, очень толсто.

        • Citizen

          Православные атакуют) У нас между прочим свобода вероисповедания в обществе и свобода совести, которые установлены конституцией. Поэтому эта “языческая” статья и т.д имеют место быть, а раз вам она не понравилась, то не надо было и читать.