Норман Роквелл – один из любимейших художников моего детства. Картина «Русские школьники» написана им в 1967 году. Она – символ эпохи, символ восприятия русских с периода индустриализации до застоя как нации прорыва!

Русские стремятся к знаниям, идут к вершинам научно-технического прогресса… Русские сделали Америку! Русские первыми в мире создали водородную бомбу, лучшие в мире компьютеры наравне с США, запустили в космос собак (полет Дезика и Цыгана еще при Сталине – в 1951 г. – рассекреченный в 1991-м). Русские создали первую в мире атомную электростанцию, вывели в космос первый спутник, впервые показали человечеству обратную сторону Луны и т.д. и т.п.”

Вспомним фильм «Ниночка» 1939-го года, с очаровательной Гретой Гарбо в роли комиссарши, живо интересующейся всеми техническими достижениями. При всём юморе и антисоветизме фильма, мы видим представителя новой советской элиты – элиты, стремящейся к знаниям.

Последний фильм из цикла про Индиану Джонса также показывает нам русскую любимицу Сталина – Ирину Спалько. Трижды её отмечали орденом Ленина и ещё звездой героя социалистического труда. Она – любимый отрицательный персонаж Спилберга, для неё обладание знаниями стало выше личной безопасности, выше собственной жизни. Спилберг и Дж. Лукас, при всём своём антисоветизме, последние режиссёры Голливуда, помнящие и понимающие тех старых русских из лучших времён советского триумфа и … ценящие тех русских. Через китчевость их русских персонажей и обстановки вокруг («Самолёт президента», «К-19», «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа»), мы видим людей, живших ради великой цели.

«Русские школьники» были похищены из галереи в Клейтоне, в 1973-м году, и со скандалом куплены Стивеном Спилбергом в 1989-м. Только в апреле 2010-го года были утрясены и утверждены юридические права Спилберга на картину. Чем она так приглянулась режиссёру? Я думаю, памятью о годах конкуренции в освоении космоса, об эпохе НТР… В картине присутствует дух эпохи, эти дети далеко не американцы…

Картина не без недостатков: школьники в пионерских галстуках, но с октябрятскими значками, цитата Ленина на стене, с написанием букв «У» как игрек, но это не столь важно – важно впечатление художника, остальное – детали. Роквелл не писал с натуры, он никогда не был в СССР! Замечу, что пионеры и октябрята в третьем классе советской школы существовали одновременно, т.к. в пионеры принимали в 9 лет, а дни рождения у школьников в разные дни – художник мог спутать значки.

Сергей Карнаух.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100007553074648 Vladimir Shibaev

    На мой взгляд, Сергей Александрович, как обычно, попадает в точку! Картина действительно, почти фотографически воспроизводит изображения школьников советских времен. Есть здесь в этой картине, несомненно “отамериканенное”, и это не только орфографические ошибки в высказывании Ленина. Картина отображает действительно восприятие американцами русских и России (СССР) той эпохи: мощная, холодная, неостановимая, как суровая русская зима, сила, способная, подобно разрушительному цунами, опрокинуть одной волной весь капиталистический “свободный” мир (тут, кстати, можно вспомнить различные названия американских книг и фильмов того времени, вроде “Красный потоп” – и это симптоматично – именно “потоп” и т.д.). Так и в этой картине – да это дети – вот один считает ворон за окном, девочка в углу картины также куда-то в сторону от учителя отвернулась, но взгляните на их лица – потрясающая серьезность и сосредоточенность! Да, в их глазах прямо читается борьба за лучшее будущее, за справедливый строй, за Советскую страну, читается тот самый “красный потоп” – смотрите, уже с юных лет!

    Но, так или иначе, американским фобиям сбыться было не суждено: “красный потоп” потопил только собственную сверхдержаву, а будущие строители коммунизма, “homo soveticus” включились в рваческую гонку за собственностью, прибегая к самым разным методам. Всё это грустно, почему так вышло – вопрос конечно, отдельного обсуждения.

    А картина замечательная. Напоминает она мне своим настроением, как ни странно, древнегреческие статуи. Вот вроде бы на статуях этих и типаж такой, что узнать можно наших современников, и фигура, и позы знакомые. Только вот отделяют нас как от титанов мысли, создававших эти произведения искусства, так и от тех, кого они изображали, десятки, сотни поколений. Так и с ребятишками-октябрятами на картине Н. Роквелла.

  • http://vk.com/id12237994 Артём Грязин

    А, что, интересно, поменялось с наступлением так называемого “застоя”?

    • http://vk.com/id44217062 Константин Лунёв

      Артём, представлять СССР, как нечто монолитное и не изменчивое на протяжении своей истории, в корне неправильно. Только придя к власти, большевики уже были разделены на различные политические лагеря и кланы, со своими собственными представлениями об идеологии. Пришедший к власти Сталин изменил политику страны вспять. В отличие от Троцкого, видевшего СССР лишь в качестве плацдарма для дальнейшего распространения революции, Сталин упразднил Коминтерн и взял курс на построение социализма в отдельно взятой стране. Именно при Сталине страна набрала темпы экономического роста, стала мировой державой №1 по многим показателям, под влиянием СССР оказалось пол земного шара. В сфере культуры и национальной идеологии, идеи коммунизма стали соседствовать с откровенным этнонационализмом. Развенчание «культа Сталина» привело к потере СССР многих позиций в международной политике, в том числе к противостоянию коммунистическому Китаю. В самом же СССР, стала разлагаться вся сформированная Сталиным идеология. А уже во времена застоя превалировал культ материального, вместе с идеологией рушилась и сама советская политическая система, начала процветать коррупция и воровство на предприятиях. Политическая элита того времени не могла родить ничего нового ни в экономике ни в идеологии в целом, была догматична в своих взглядах и ориентировалась на Ленинизм. Именно во времена застоя начала формироваться номенклатурная мафия, которая правит страной, по сей день.